Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития психических процессов и речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие высших психических функций, также, в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие этих процессов.
Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
В своей работе с детьми для развития мелкой моторики, я использую следующие методы и техники: рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п. Так же практикуем такие упражнения как: составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек; составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета; вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой; нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса), выкладывание фигур из счетных палочек и многие другие.
При подборе игровых упражнений всегда принимаю во внимание следующие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенно усложняю игровой материала, упражнения, от простого к сложному.
— обязательно учитываю индивидуальные возможности ребенка.
Можно ли родителям развивать мелкую моторику в домашних условиях? Конечно!!!
Представляю вашему вниманию лишь некоторые варианты заданий:
1.Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
- Доставание бусинок ложкой из стакана.
- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин)в узкий цилиндр.
- Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
- Продевание нитки в иголку.
- Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
- Стирание ластиком нарисованных предметов.
- Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
- Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
- Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
- Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
- Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
- Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
- Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
- Сжимание и разжимание эспандера.
- Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).
- Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной!