Консультация  для родителей с практическим материалом

         Музыка– одно средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому музыкально-оздоровительная работа в детском саду становится приоритетным направлением в детском саду.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Платон, Аристотель, Пифагор считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

На музыкальных занятиях в детском саду очень широко применяются здоровьесберегающие технологии, целью которых является обеспечение и сохранение здоровья детей, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются в нашем детском саду:

  1. Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений, направленных на формирование речевого дыхания (плавность, ритмичность, сила и продолжительность выдоха).

Например, дыхательное упражнение

«Мой воздушный шарик».

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох;

активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушный шарик.

Ребёнок должен надуть воздушный шар, или имитировать это действие набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Взрослый сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

  1. Ритмопластика — система физических упражнений, музыкально-ритмический психотренинг, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает творческое воображение, фантазию, музыкальность, эмоциональность, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Например, упражнение

«В детском мире»

Цель: Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры:  Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

  1. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии, используя спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Например: упражнение на расслабление всего организма

“Птички”

Взрослый даёт ситуацию, говорит действия.

Представьте, что вы маленькие птички. Птички летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

  1. Динамические паузы проводятся для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза дает возможность взрослым играть с детьми, и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую динамическую паузу в любой момент, как только взрослый заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Например, динамическая пауза

«Жук»

(дети имитируют движения).

«Под листочком Жук проснулся,

Потянулся,

Отряхнулся,

Брюшко, Нос, Глаза,

Усы вымыл капелькой росы».

  1. Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук, мелкой моторики. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Например, пальчиковая гимнастика

 «Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

  1. Подвижные игры подбираются в соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Подвижные игры используются с целью снятия напряжения и поднятия эмоционального настроения у детей.

Например, подвижная игра

«Воротца»

Выбираются два водящих, которые держат сцепленные руки вверху, образуя ворота. Дети ручейком проходят сквозь эти ворота, пропевая песню:

«Как у наших у ворот

Верба старая растет.

Верба ветки заплела

И воротца создала.

Сквозь ворота кто пройдет.

Кто в ловушку попадет.

Будет с вербой танцевать.

Начинаем мы играть!»

Водящие опускают руки, поймав одного из детей. Они втроем берутся за руки и танцуют. Все остальные хлопают. Игра повторяется 3-4 раза.

  1. Музыкотерапия — особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.

         Например, терапевтическая игра на снятие вербальной агрессии

                                               «Клоуны ругаются»

Взрослый говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (композитор Д.Б. Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Взрослый говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

  1. Фольклорная арт-терапия – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские фольклорные песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

Например, русская народная игра

                                           «Солнышко»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко,

Выглянь-ка в окошко,

Посвети немножко!

          Солнце заиграло,

 

          Деточкам сказало:

          (Поет «солнышко»)

          А играйте в поле,

Прыгайте на воле

Идут по кругу за руки,

«Солнышко» кружится в центре

 

дети останавливаются, делают «фонарики»

«солнышко» делает пружинку

 

Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

  1. Логоритмика — система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Например, упражнение на развитие координации движений

«Раз-два!»

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Раз-два! Наклонись,

На носочки поднимись,

Приседай,

И вставай,

И головкой покачай,

Руку правую свою

Вверх скорее подними.

Ну а левою рукою

На себя ты помаши.

На пояс руки ставь скорей

И прыгай, прыгай веселей.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям