Что такое детская телесно-ориентированная терапия? В чем ее уникальность? Почему она столь эффективна? Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из самых современных и эффективных направлений в психологической практике. Его отличие от всех других заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека. А это дополнение является особенно важным, когда речь идет о маленьких гостях педагога-психолога – о детках. Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. Ведь мы помним, малыш, если он голоден, мокренький или хочет спать, всегда начинает капризничать и плакать. У него еще не существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно – то плохо и эмоционально. И, наоборот, от переизбытка негативных эмоций может случаться расстройство аппетита, сна, пищеварения. С взрослением эти две сферы постепенно дифференцируются, отделяются друг от друга. Ведь мы же не плачем, когда хотим кушать или спать. Однако взаимосвязь тела и эмоций остается, просто становится менее очевидной. Целью работы с помощью телесно-ориентировочных упражнений является: создание позитивного отношения к собственному телу, развитие способности осознанно управлять им. Основные задачи: развитие координации, равновесия; повышение сенсорной чувствительности; развитие мелкой моторики; развитие зрительного анализатора; снятие психомоторного напряжения; обучение основам саморегуляции; развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования образов, создание положительного эмоционального настроя. Методы телесно-ориентированной работы применяются при таких проявлениях, как: Тревожность, возбудимость, плаксивость Агрессивность Страхи и фобии Навязчивости и стереотипии Трудности с общением, стеснительность, зажатость Замкнутость, закрытость Психосоматические проблемы: Тики, энурез, заикание и прочее. Привожу примеры упражнений, наиболее часто, используемые в работе с детьми: Упражнение «Глазки бегают по кругу» Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх — вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами. Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз, А затем еще по кругу пробежались друг за другом. Не догнали — спрятались (зажмурить глаза). Посидели, посидели, распахнулись, осмелели, Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза), Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом. Упражнение «Гляделки» Сидя напротив друг друга, смотреть в глаза друг другу, стараясь запомнить цвет глаз, угадать настроение (грустные они или веселые и т.д.). В группе можно устроить групповые гляделки». Дети садятся на стулья, расставленные в две шеренги друг против друга. Упражнение «Пчела на носу» Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны. Села на нос мне пчела, Не легка, не тяжела. Я руками не машу, Носом я ее толкну. Я наморщил сильно нос, А когда его расслабил, То пчелы и след растаял. При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица. Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки» Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. Упражнение «Рот на замочке» Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их. У меня есть свой секрет, Не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох, как сложно удержаться, Ничего не рассказав (4-5 секунд). Губы все же я расслаблю, А секрет себе оставлю. Упражнение «Ленивая кошечка» Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а». Упражнение «Лимон» Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой. Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю, сок лимонный выжимаю. И всю руку напрягаю, сок до капли выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, А руку расслабляю. Массаж живота мячом. Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение. Упражнение «Наш веселый, звонкий мяч» Присесть и прыгать вперед на полусогнутых в коленях ногах, как мячик. Упражнение «Палуба» Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола), Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох — выдох! Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Упражнение на заземление «Слон» Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по команде, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стоп Среди различных методов психокоррекции — телесно-ориентированный подход привлекает возможностью коммуникации с помощью языка тела, что позволяем научить детей контролировать свои эмоции. Post Views: 1 056 Навигация по записям В гостях инспектор ДПС ГИБДД Акция «Зажги синим»